Стоунхендж - связь живых и мертвых
Стоунхендж теперь уже не большая загадка. Это сооружение – всего лишь одна из частей громадного древнего механизма. Сейчас для нас это ничего не значит, но некогда он играл огромную роль в жизни древних британцев. Речь идёт о связи мёртвых и живых – не больше и не меньше.Место под названием Даррингтон Уоллз (Durrington Walls) находится в нескольких километрах от Стоунхенджа. Некогда тут располагался похожий комплекс, но он не сохранился до наших дней. А о том, что там было какое-то сооружение, стали догадываться только после аэрофотосъёмки местности, сделанной в 1922 году.
В 1967-м археологи нашли там следы, подтверждающие, что некогда тут находилось нечто, похожее на Стоунхендж. Но эта постройка, созданная ещё в неолите, до нашего времени не дошла – она была полностью деревянной. Потому её и назвали Вудхендж (от английского wood – "древесина").Правда, было непонятно, какое отношение Вудхендж мог иметь к Стоунхенджу — было ли это два разных "варианта" одного сооружения, существовавших одновременно, или один появился вслед за другим. И уж тем более было непросто догадаться, насколько они различались по назначению, и могло ли между ними быть что-то общее.
В любом случае сейчас больше всего внимания к себе привлекает каменная постройка, оказавшаяся наиболее долговечной.
Однако, как недавно выяснилось, Стоунхендж в своё время – в неолите — был совсем не одиноким. Скорее всего, его окружало несколько небольших построек, которые вместе с ним составляли более обширный комплекс.
Прямое доказательство этого — находка бригады археологов под руководством британских учёных — Колина Ричардса из университета Манчестера и Джошуа Полларда из университета Бристоля.
Они нашли крупный монолит длиной 2,8 метра, лежащий в поле примерно в 3 километрах к востоку от Стоунхенджа. Кроме того, исследователи обнаружили отверстие в земле, в котором он был вертикально установлен, выкопанное 2,5-2 тысячи лет до нашей эры. Поблизости от камня обнаружились остатки захоронений, а также прочие характерные археологические мелочи – каменные ножи и наконечники стрел. Интересно, что среди этих вещей было нечто неожиданное.
Кусочек горного хрусталя, который попался недалеко от захоронения, оказался самой ранней находкой такого рода в Великобритании. Скорее всего, как полагает Поллард, этот хрусталь попал сюда из какого-то очень далёкого места, может быть, из Альп. Это открытие подтверждает, что Стоунхендж был священным местом для паломников не только из Великобритании, но и с материка.
Кстати, следы нескольких монолитов – сарсенов – Ричардс и Поллард нашли и внутри Вудхенджа. Это, само собой, свидетельствует, что Вудхендж из деревянного перестраивали в каменный. Но что впоследствии случилось с теми камнями и куда они делись – неизвестно. Возможно, как предположил Поллард, они пошли на возведение Стоунхенджа.В общем, по этим данным, Стоунхендж находится на территории, где было немало других культовых объектов.
Однако раскопки, недавно проводившиеся другой группой археологов под руководством Майкла Паркера Пирсона (Michael Parker Pearson), профессора университета Шеффилда (University of Sheffield), говорят о том, что объекты, стоявшие вокруг Стоунхенджа на Солсберийской равнине, имели для древних людей куда большее значение, чем предполагалось ранее.
Во время раскопок около Даррингтона археологи нашли следы большого поселения. Подвергнув находки, сделанные в этом месте, исследованию с помощью радиоуглеродного анализа, учёные смогли определить дату его возникновения – где-то между 2,5 и 2,6 тысячами лет до нашей эры. Примерно в это же время возник и Стоунхендж, а это свидетельствует о том, что дома, скорее всего, принадлежали людям, построившим его.Всего удалось раскопать восемь домов. По мнению археологов, это были деревянные постройки. Площадь каждой равна примерно 23 квадратным метрам. Как утверждает Паркер Пирсон, у шести из них глиняные полы сохранились настолько хорошо, что археологам даже удалось обнаружить на них следы от каминов и мебели.
Если верить исследованиям ландшафта, то под землёй можно найти ещё около 30 остатков домов. Но, по словам Паркера Пирсона, там их может быть несколько сотен.
Джулиус Томас (Julian Thomas), коллега Паркера Пирсона из университета Манчестера, обнаружил, что как минимум три дома стояли в стороне от поселения и были окружены забором. Археологи высказали несколько гипотез такого расположения этих зданий.
По одному предположению, это были дома вождей или жрецов, которым следовало жить отдельно от общины. По другой гипотезе, эти постройки использовались исключительно с ритуальными целями, ведь на полу не было обнаружено никаких следов бытовых отходов.Джулиус Томас считает, что это, вероятнее всего, были святилища, в которых люди вызывали духов предков и переживали мистический опыт.
Обнаруженные постройки группировались вдоль впечатляющей дороги длиной 170 метров и шириной 26 метров, идущей от бывшего деревянного святилища к реке Эйвон. Интересно, что аналогичная дорога к Эйвону шла и от Стоунхенджа.
Эта параллель (как и многие другие) между Стоунхенджем и Вудхенджем свидетельствует, что монументы, хотя и находились не рядом, были частями большого культового комплекса.
Как добавляют археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически зеркальные отражения друг друга. Они даже одинаковы по размеру. Но только если дорога первого ориентирована на восход при летнем солнцестоянии, то второго – на закат.После того как Стоунхендж был выстроен, деревня стала местом, где люди находились во время религиозных праздников, полагает Паркер Пирсон. Также учёный рассказал, что люди в этих домах не жили всё время – там найдено слишком мало инструментов, которыми обычно пользовались жители позднего каменного века в повседневной жизни.
Есть предположение, что там останавливались люди из разных мест, в том числе, и из материковой Европы. Об этом косвенно свидетельствуют некоторые исследования зубов, найденных там.
Да и вообще, по его словам, это поселение совершенно не похоже ни на одну известную неолитическую деревню.
Данное утверждение подтверждается некоторыми находкам в раскопанной Даррингтонской деревне. Например, судя по зубам свиней, найденных там, животных закалывали примерно в девятимесячном возрасте. Исходя из того, что поросята рождаются обычно весной, то это время приходится на зимнее солнцестояние. А, как известно, этот день был крайне важен для многих языческих культур.Паркер Пирсон полагает, что все эти находки свидетельствуют о том, что Вудхендж и Стоунхендж представляли собой царства живых и мёртвых. При этом временные деревянные постройки Вудхенджа символизировали жизнь, а монолиты Стоунхенджа – смерть.
По мнению исследователей, во время крупных религиозных событий люди перемещались от Вудхенджа к Стоунхенджу, двигаясь сначала по одной дороге, потом вдоль реки (или по реке), потом по другой дороге.
В любом случае река служила своего рода проводником. Паркер Пирсон думает, что, двигаясь во время праздника по дороге от Вудхенджа к реке, люди могли опускать в Эйвон останки умерших людей (скорее всего, кремированные), которые река доставляла вниз по течению в "нижний мир" – к Стоунхенджу.
Таким образом выходит, что этот каменный монумент – в представлении древних британцев – был обиталищем духов предков.Этот вывод Паркера Пирсона охотно поддержал Джошуа Поллард, вспомнив о том, что в Стоунхендже захоронено огромное количество останков людей.
С идеей, что между Стоунхенджем и Вудхенджем имелась ритуальная связь, согласен и Джулиус Томас. Правда, он не очень уверен в том, что она носила именно такой характер, как описывают его коллеги.
Но, в любом случае, после новых открытий все учёные поняли, что прославленный Стоунхендж только сейчас кажется нам уникальным сооружением. А когда-то раньше он входил в огромный ритуальный комплекс, части которого были связаны как между собой, так и с окружающим ландшафтом.